Электронный учебно-методический комплекс "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

 

Лабораторная работа № 4.
Программное обеспечение ИТ.
Использование электронных таблиц в профессиональной деятельности преподавателя (4 часа)

 

Цель работы: познакомиться с возможностями обработки данных с помощью электронных таблиц. Получить представление об использовании электронных таблиц в профессиональной деятельности преподавателя. Научиться выполнять простейшие статистические расчеты в Excel, анализировать результаты и обосновывать педагогическую стратегию. (ОК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-15).

Организационная форма занятия: лабораторная работа, исследовательский проект.

Вопросы (компетенции, навыки) для освоения:

  1. Изучить возможности обработки данных с помощью электронных таблиц.
  2. Научиться выполнять статистические расчеты в Excel.
  3. Научиться использовать электронные таблицы в профессиональной деятельности преподавателя.

Задания для выполнения и методические рекомендации:

РАБОТА С ДАННЫМИ В MS EXCEL

Скопируйте в свою папку файл Книга_1.xls.

Сортировка данных

Следует различать сортировку, производимую по одному столбцу, и сортировку по нескольким столбцам таблицы. Команды сортировки доступны с панелей Главная и Данные.

Задание 1. Проведите сортировку данных Таблицы 1. 

  1. Откройте файл Книга_1.xls, перейдите на лист Таблица 1.
  2. Проведите сортировку по полю Отдел по возрастанию:

для чего:

  • установите курсор в пределах поля Отдел;
  • активизируйте панель Главная (если она не является активной по умолчанию);
  • откройте список Сортировки и фильтрации, нажав соответствующую кнопку ;
  • для сортировки по одному полю используются кнопки Сортировать от минимального к максимальному и Сортировать от максимального к минимального . Нажмите кнопку Сортировать от минимального к максимальному.

Внимание! Сортировку также можно провести при помощи команд сортировки панели Данные.

  1. Проведите одновременно сортировку по полю Отдел, затем по полю Год рождения.

для чего:

  • установите курсор в пределы сортируемой таблицы;
  • откройте список Сортировки и фильтрации и выберите пункт Настраиваемая сортировка  (или на панели Данные щелкните по кнопке Сортировка );
  • в диалоговом окне Сортировка установите Сортировать по - Отдел, Сортировка – Значения, Порядок – По возрастанию;
  • щелкните по кнопке Добавить уровень, установите Затем по – Год рождения, Сортировка – Значения, Порядок – По возрастанию, нажмите ОК (рис. 4.1).

 

Рисунок 4.1. Настройки диалогового окна Сортировка

Внимание! При желании можно добавить и другие уровни сортировки.

Отбор записей с помощью средства автофильтр

Отбор записей или, другими словами, фильтрация представляет собой выделение из списка определенных записей, которые удовлетворяют заданным критериям.

Задание 2. Работа с автофильтром 

  1. Поместите курсор в пределы Таблицы 1. На вкладке Данные выберите Фильтр , справа от названия каждого столбца появится кнопка автофильтра  .
  2. Щелкните мышью по кнопке автофильтра, находящейся в столбце Фамилия. Раскроется список автофильтра.
  3. Выберите пункт Текстовые фильтры – начинается с. В результате откроется диалоговое окно Пользовательского автофильтра (рис. 4.2). Введите букву, с которой должны начинаться искомые фамилии, например А. Нажмите ОК.

 

Рисунок 4.2. Окно Пользовательского автофильтра

  1. Восстановите все записи, выбрав в списке автофильтра пункт Снять фильтр с Фамилия.
  2. Попробуйте задать два условия для фильтрации. Например, выберите всех сотрудников фамилии которых начинаются на буквы А и В. Для чего в окне пользовательского автофильтра (Текстовые фильтры – Настраиваемый фильтр) в первой строке установите начинается с А, затем щелкните по переключателю ИЛИ и во второй строке установите начинается с В.
  3. Восстановите все записи
  4. Самостоятельно, продумав критерии фильтрации, отфильтруйте записи таблицы по другим столбцам.
  5. Для полной отмены процедуры фильтрации на панели Данные нажмите кнопку Очистить. Отключите кнопки автофильтра. 

Работа с расширенным фильтром

Задание 3. Используя расширенный фильтр, отберите сотрудников мужского пола и родившихся в 1983 году

  1. Создайте таблицу условий, в которую скопируйте название столбцов Пол и Год рождения;

Внесите в эту таблицу критерии для отбора данных: пол – м; год рождения – 1983 (рис. 4.3);

Примечание: если записи в таблице условий расположены в одной строке, то это условие И, а если на разных строках, то условие Или.

 

Рисунок 4.3. Работа с расширенным фильтром

Установите курсор в пределы исходной таблицы. На панели Данные щелкните по кнопке Дополнительно. Раскроется диалоговое окно Расширенного фильтра, в котором нужно указать: Исходный диапазон (адрес Таблицы из которой будет производится выборка данных – таблица Список сотрудников); Диапазон условий (адрес созданной таблицы условий); Диапазон куда поместить результат выборки (Диапазоны указываются путем выделения мышью) (рис. 4.4).

 

Рисунок 4.4. - Диалоговое окно Расширенного фильтра

  1. После указания всех необходимых диапазонов нажмите кнопку ОК.
  2. Используя расширенный фильтр, произведите фильтрацию данных таблицы по другим критериям, придуманным вами.

Подведение промежуточных итогов

Задание 4. Подведите промежуточные итоги в Таблице 1. 

  1. Добавьте к таблице еще один столбец Зарплата и произвольно заполните его данными.
  2. Подсчитайте сумму зарплаты отдельно для сотрудников из 1, 2, 3 отделов. Для чего:
  • Произведите сортировку по возрастанию данных таблицы по столбцу Отдел: установите курсор в предел столбца Отдел и нажмите кнопку Сортировка по возрастанию  на панели Данные;
  • Выберите на панели Данные команду Промежуточные итоги ;
  • В появившемся окне Промежуточные итоги выберите: Отдел в поле При каждом изменении в:; ОперацияСумма; В поле Добавить итоги по: поставьте птичку напротив Зарплата (рис. 4.5); 

 

Рисунок 4.5. -  Диалоговое окно Промежуточные итоги

 

  • Нажмите ОК, обратите внимание на произведенные программой подсчеты. 

Работа с формулами и функциями

Задание 5. Работа со статистической функцией Среднее значение.

  1. Перейдите в Книге_1 на лист Таблица 2.
  2. Рассчитайте Средний показатель тестирования каждого сотрудника. Для этого:
  • Выделите пустую ячейку в поле Средний показатель напротив фамилии первого сотрудника.
  • Нажмите кнопку Вставить функцию  в строке ввода или на панели Формулы.
  • В окне диалога Мастер функций выберите Статистические в списке Категория. Выберите СРЗНАЧ в списке Функций. Нажмите кнопку ОК (рис. 4.6).

 

Рисунок 4.6. - Диалоговое окно Мастер функций

  • В появившемся диалоговом окне укажите диапазон ячеек (в нашем примере: диапазон – C2:F2), среди которых надо найти среднее значение и нажмите ОК.
  1. Рассчитайте средний показатель тестирования для всех сотрудников, протащив полученный результат за маркер автозаполнения вниз.

Задание 6. Обработка данных при помощи логических функций.

При помощи логической функции Если определите прошли или не прошли сотрудники тестирование. Если средний показатель за тестирование меньше 60 % сотрудник тестирование не прошел.

  1. Добавьте к таблице столбец с заголовком Прошел/ Не прошел тестирование.
  2. Установите курсор в пустую ячейку напротив первого сотрудника. Вызовите Мастер функций: в списке Категория выберите Логические, в списке Функций функцию Если (или выберите категорию Логические непосредственно на панели Формул).
  3. В диалоговом окне Аргументы функции (рис. 4.7) установите: Лог_ выражение: G2>60%; Значение_если_истина: тест прошел; Значение_если_ложь: тест не прошел. Нажмите ОК. 

 

Рисунок 4.7. - Диалоговое окно Аргументы функции

  1. Скопируйте полученную формулу для всех остальных сотрудников, протянув ячейку с формулой за маркер автозаполнения. 

Использование абсолютных и относительных ссылок при работе с данными  

При копировании или перемещении формулы в другое место таблицы необходимо организовать управление формированием адресов исходных данных. Поэтому в электронной таблице при написании формул наряду с введенным ранее понятием ссылки используются понятия относительной и абсолютной ссылок. Абсолютная ссылка при копировании формулы не изменяется, относительная – изменяется в сторону копирования.

Задание 7. Рассчитайте размер премии для каждого сотрудника, исходя из коэффициента и расчетной суммы премии в 1000 рублей.

Коэффициент проставляется в зависимости от среднего показателя за тестирование: если средний показатель до 60 % (т.е. сотрудник не сдал тест), то коэффициент 0, от 60% до 70% коэффициент 1, от 70% до 80% коэффициент 1,2, выше 80 % - 1,5.

  1. Перейдите на лист Таблица 3.
  2. Для первого сотрудника в таблице рассчитайте премию по формуле расчетная сумма * коэффициент, используя абсолютные и относительные ссылки на ячейки. Относительная ссылка задается адресом ячейки, абсолютная ссылка содержит в записи адреса значок $ перед буквой столбца и цифрой строки. Например: относительная ссылка – A2, D4; абсолютная ссылка - $A$2; $D$4. В формуле для расчета премии относительная ссылка задается для ячейки, содержащей коэффициент, а абсолютная – для адреса ячейки с расчетной суммой. Для нашего примера установите курсор в ячейку J2 и наберите: =$L$2*I2 (рис. 4.8). 

 

Рисунок 4.8. - Таблица тестирования сотрудников

  1. Воспользовавшись функцией автозаполнения, скопируйте полученную формулу для расчета премии остальных сотрудников. Обратите внимание, что ссылка на ячейку с абсолютной адресацией при копировании не изменяется. 
  2. Подсчитайте общую сумму, потраченную на премию для всех сотрудников, воспользовавшись функцией автосуммирование. Для этого:
  • Выделите пустую ячейку под последним значением столбца Премия
  • Нажмите на кнопку Автосуммирование  на панели Формул.
  • Проверьте, правильно ли выделен диапазон ячеек для суммирования или выделите нужный диапазон мышью и нажмите Enter

Построение диаграмм

С помощью Microsoft Excel можно создавать сложные диаграммы для данных рабочего листа. Диаграмма может находиться на рабочем листе вместе с исходными данными или на отдельном листе диаграмм, который является частью книги. Диаграмма, которая находится на рабочем листе, называется внедренной диаграммой.

 

Задание 8. Постройте внедренную гистограмму по данным Таблицы 3.  

Чтобы построить гистограмму по данным таблицы «Результаты тестирования», выполните следующие действия:

Выделите диапазон, содержащий исходные данные (в данном случае, B1:G11) (рис. 4.9) и выберите на вкладке ВставкаГистограмма. В открывшемся списке видов гистограмм выберите понравившуюся вам гистограмму, например, Объемная гистограмма с группировкой.

 

Рисунок 4.9. - Выделенный диапазон таблицы «Результаты тестирования»

В результате в дополнение к исходной таблице на листе Excel появится гистограмма. И пока вы будете активна область диаграммы, в меню Excel, будут присутствовать три вкладки, содержащие команды по работе с диаграммами: Конструктор, Макет, Формат. Используя команды этих вкладок, пользователь может настраивать диаграмму, например, добавлять к ней название, изменять диапазон данных, добавлять подписи осей, изменять вид диаграммы и т.д.

Поэкспериментируйте с построенной диаграммой, например, измените ее вид, или добавьте название

Задание 9. Создайте круговую диаграмму на отдельном листе диаграмм по средним показателям тестирования сотрудников.

Для чего:

  • Установите курсор в пределы таблицы, выберите Вставка – Круговая и, например, вид - Объемная разрезная круговая.
  • Для настройки диаграммы, необходимо переопределить диапазоны исходных данных, для чего на панели Конструктор, щелкните по кнопке Выбрать данные.
  • В появившемся диалоговом окне Выбор источника данных очистите поле Диапазон данных для диаграммы и заново задайте этот диапазон: выделите первый диапазон – это столбец с фамилиями сотрудников, затем, удерживая нажатой клавишу CTRL, выделите второй диапазон – это столбец Средний показатель. После чего нажмите ОК.
  • К получившейся диаграмме можно добавить подписи данных, для чего на вкладке Макет выберите Подписи данных, например, по центру.
  • Можно настроить и другие параметры диаграммы (поэкспериментируйте самостоятельно).
  • Для того, чтобы расположить диаграмму на отдельном листе необходимо на вкладке Конструктор выбрать Поместить диаграмму и, в открывшемся диалоговом окне, выбрать на отдельном листе. 

Консолидация данных в Excel 

В Excel существует возможность объединения данных (консолидации) из различных источников на одном рабочем листе. При консолидации одна ячейка результирующего листа связана с несколькими ячейками. Значение такой ячейки вычисляется на основе значений ячеек, с которыми она связана.

Задание 10. Изучите возможности консолидации данных в Excel.

Перейдите на лист Данные для консолидации в Книге 1.

Подсчитайте средний балл студента по текущей аттестации.

Проведите консолидацию 3-х таблиц аттестации в одну с вычислением среднего балла по каждому предмету и разместите консолидированную таблицу на листе Консолидация, для чего:

-       перейдите на лист Консолидация и установите маркер мыши в левый верхний угол будущей таблицы;

-       на панели Данные выберите Консолидация;

-       в окне Консолидация (рис. 4.10) установите значение Функции – Среднее;

 

Рисунок 4.10. - Диалоговое окно Консолидация

-       перейдите в строку Ссылка, затем выделите на листе Данные для консолидации всю область 1 таблицы, включая заголовки таблицы (но не название таблицы). Нажмите кнопку Добавить. Затем выделите таблицу 2 и снова нажмите кнопку Добавить. Затем таблицу 3 - Добавить. Установите флажки в окнах Подписи верхней строки, Значение верхнего столбца, чтобы использовать подписи таблиц в качестве подписей к новой консолидированной таблице. Поставьте флажок в окне Создавать связи с исходными данными для того, чтобы любое изменение в исходных таблицах приводило к автоматическому пересчёту в консолидированной таблице. Нажмите ОК;

-       Настройте представление числовых данных в консолидированной таблице. Установите Числовой формат с одним знаком после запятой. (панель Главная - Число)

Работа со сводными таблицами

Сводная таблица служит для объединения, сравнения и анализа больших объемов данных. Можно просматривать различные сводки исходных данных, отображать подробные сведения из областей, представляющих интерес, а также создавать отчеты.

Таблица, создаваемая с помощью функции Сводная таблица, является интерактивной. Данные в ней можно упорядочивать, перераспределять или подытоживать с разных точек зрения.

Задание 11. Создайте сводную таблицу, используя лист Данные1.

  1. Установите курсор в диапазоне ячеек, содержащих значения, заголовки строк и столбцов (В любую, заполненную данными ячейку таблицы)
  2. Чтобы создать сводную таблицу, на вкладке Вставка в группе Таблицы выберите раздел Сводная таблица, а затем пункт Сводная таблица. На экран будет выведено диалоговое окно Создание сводной таблицы. Не изменяя настроек первого окна, нажмите ОК
  3. . На отдельном листе будет вставлена пустая сводная таблица, при этом на экран будет выведен список полей сводной таблицы (рис. 4.11). Пользователь получит возможность вставлять в нее поля, создавать макет и настраивать отчет сводной таблицы.

 

Рисунок 4.11. - Элементы сводной таблицы

 

  1. Из окна Список полей сводной таблицы в область Поля страницы перетащите Факультет. В результате будет создана кнопка и поле со списком вверху создаваемой сводной таблицы. Список служит для фильтрации сводной таблицы по содержимому выбранного элемента.
  2. В область Поля столбцов перетащите Группа, в область Поля строк Специальность и Курс, в область Поля данных Информатика, Англ. язык, История (рис. 4.11).

Примечание: Порядок расположения кнопок можно изменять в любое время, перемещая их в другие позиции в области с помощью мыши. Для удаления кнопки просто выключите ее в списке поле сводной таблицы

  1. Поменяете параметры поля в области Значения для всех предметов с суммы на среднее по полю, для чего в окне Список полей сводной таблицы (Рис. 4.12) в области Значения выберите Параметры полей значений – в открывшемся диалоговом окне выберите СреднееЧисловой форматЧисловойчисло десятичных знаков – 1 - ОК.

 

  1. Сводная таблица содержит кнопки фильтра, которые позволяют выбирать данные по желанию пользователя. Проведите фильтрацию данных по разным критериям.

Задание. Создайте на отдельном листе сводную таблицу, используя данные листа Данные2. Продумайте и определите поля для полей страниц, столбцов, строк и данных. Проведите фильтрацию данных по разным критериям. 

Подготовка документа Excel к печати

У пользователей часто возникает необходимость распечатать документ Excel. Но размеры документа могут быть большими и не помещаться в пределы одного стандартного листа. В этом случае перед распечаткой пользователь должен провести предварительную работу по подготовке документа.

Задание 12. Подготовить к печати документ расположенный на листе Данные1.

  1. Щелкните значок Кнопка Microsoft Office, команда Печать - Предварительный просмотр (или клавиши быстрого доступа CTRL+F2). Убедитесь, что данные листа не помещаются в пределы станицы.
  2. Закройте режим предварительного просмотра – Закрыть окно предварительного просмотра.

Прежде чем печатать лист Excel, содержащий большое количество данных, можно доработать его в представлении Разметка страницы, чтобы получить профессионально оформленные результаты. В этом представлении можно изменять размещение и форматирование данных так же, как это делается в представлении Обычный. Кроме того, можно измерять высоту и ширину данных с помощью линеек, менять ориентацию страницы, добавлять и изменять колонтитулы, задавать поля для печати.

 

Для подготовки документа к печати используются команду панели Разметка страницы (рис. 4.13) и диалогового окна Параметры страницы.

 

Рисунок 4.13. – Панель Разметка страницы

  1. На вкладке Вписать установите масштаб 80 % от натуральной величины.
  2. 4.     На вкладке Параметры страницы щелкните по кнопке Поля и выберите команду Настраиваемые поля. Установите: Верхнее, Нижнее и Левое значение 2 см, Правое – 1 см. (Не выходите из диалогового окна Параметры страницы).
  3. Перейдите на вкладку Колонтитулы нажмите кнопку Создать верхний колонтитул – в область Справа: введите дату создания документа, нажав кнопку Дата - ОК. Затем нажмите Создать нижний колонтитул – в область В центре: разместите нумерацию страниц, нажав соответствующую кнопку  - ОК.
  4. На вкладке Лист укажите в качестве сквозных столбцов диапазон с названиями столбцов таблицы. Это позволит размещать шапку таблицы при печати в верху каждой страницы документа. Нажмите ОК.
  5. Просмотрите подготовленный документ в режиме Предварительного просмотра.
  6. Нажмите кнопку Станичный режим (панель Вид). В этом режиме вы можете переместить при необходимости линию страницы (темно-синие линии), если вам необходимо изменить область печати. Вернуть в обычный режим можно, выбрав режим Обычный.
  7. Если вас все еще не устраивает, как будет выглядеть документ после его распечатки, продолжите настройку параметров печати.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ MS EXCEL В ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

Оценке результатов обучения и воспитания школьников сегодня уделяется все большее внимание, поскольку в современном мире активно применяются методы квалитологии – науки об измерениях. Это связано со стремительными темпами изменений происходящих как в технологической составляющей деятельности человека, так и в социальной сфере общества. Своевременно оценить результат педагогического воздействия позволит в дальнейшем правильно скорректировать процесс.

Обучение и воспитание школьников сложный процесс, подверженный влиянию многих факторов (порой и не зависящих от педагогов) и оценить влияние того или иного обстоятельства на учащегося можно лишь, опираясь на полные и глубокие знания закономерностей развития личности и используя средства современных информационных и коммуникационных технологий. Поскольку они позволяют провести разносторонний анализ результатов обучения и воспитания, и выстроить педагогически обоснованную стратегию взаимодействия педагога с учащимися.

Рассмотрим, каким законам могут подчиняться процессы, происходящие в образовании, очевидно, что это самые сложные и однозначно недетерминированные закономерности.

Некоторые законы, функционирующие в природе и обществе: физические, химические, общественные имеют универсальный характер, т.е. они относятся ко всем без исключения изучаемым объектам. Например, закон всемирного тяготения действителен для всех материальных тел, больших и малых. Отличительная особенность такого рода законов состоит в том, что предсказания, полученные на их основе, имеют достоверный и однозначный характер.

Наряду с ними в науке с середины девятнадцатого века стали все шире применяться законы другого типа. Их предсказания не являются однозначными, а только вероятностными. Это обстоятельство долгое время служило препятствием для признания их в науке в качестве полноценных законов. Поэтому они рассматривались как вспомогательные средства для обобщения и систематизации эмпирических фактов. Но оказалось, что существование неопределенности коренится в самом фундаменте материи - в мире ее мельчайших частиц, поведение которых можно предсказать лишь с той или иной степенью вероятности (пример: песчинка, бархан; студент, группа, факультет, университет).

Вероятностные или статистические законы свое название получили от характера той информации, которая используется для их формулировки и получения заключения.

Вероятностными они называются потому, что выводы, основанные на них, не следуют логически из имеющейся информации, а потому не являются достоверными и однозначными. Поскольку сама информация при этом носит статистический характер, то часто такие законы называются также статистическими. Этот термин получил в науке значительно большее распространение.

Тем не менее, использование термина "вероятность" для характеристики статистических законов более обоснованно с теоретической точки зрения.

О какой вероятности идёт речь? Французский математик Лаплас определял вероятность как отношение числа случаев, благоприятствующих появлению события, к общему числу всех возможных случаев (азартные игры). Правила азартных игр построены так, что шансы игроков равновозможные, но в природе и обществе равновозможные события встречаются редко. Поэтому для количественной оценки возможности наблюдения тех или иных событий необходимо было найти другую интерпретацию.

Очевидно, что чем чаще проявляется событие и чем больше сделано наблюдений, тем точнее будет вычислена и вероятность статистики.

Практики решили определять вероятность как отношение числа появления интересующего события к общему числу всех наблюдений, когда количество последних достаточно велико.

Р(А) = m/n, где:

Р(А) – вероятность некоторого события А;

m - число проявления интересующего нас события;

n - число всех событий (наблюдений).

Это определение называется также частотным, поскольку в нем фигурирует понятие относительной частоты при длительном наблюдении. При статистической или частотной интерпретации нельзя говорить о вероятности отдельного единичного события, которое не обладает частотой. Поэтому вероятность при такой интерпретации относится к некоторой группе событий.

Частотная или статистическая интерпретация вероятности получила наиболее широкое применение в последние десятилетия в социальном и гуманитарном познании (пример: человек большие кол-во факторов, влияют на его развитие, связи имеют сложный характер, немаловажную роль играет и случайные факторы. Тем не менее, для характеристики процесса развития можно найти некоторые закономерности, которые дают возможность строить вероятностные прогнозы их будущего поведения).

Сложность педагогических явлений, наличие большого числа факторов, в том числе и случайных, влияющих на педагогический процесс и его результаты не позволяет рассматривать его как полностью детерминированным. Даже при самой совершенной организации педагогического процесса невозможно однозначно предсказать результаты обучения каждого отдельного учащегося. Педагогический процесс всегда сопровождается, оценкой результатов обучения. Подобные измерения неизбежно включают в себя случайные ошибки. В этих условиях для исследования педагогических явлений, и в частности, результатов обучения, необходимо применять методы теории вероятности и математической статистики. Это позволит учитывать случайные ошибки измерений, определять влияние тех или иных факторов на процесс обучения и его результаты.

Методами статистической обработки результатов измерений называют математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с помощью которых количественные показатели, получаемые в ходе измерений, можно обобщить, приводить в систему, выявляя скрытые в них закономерности. Эти закономерности существуют между изучаемыми переменными величинами и носят статистический характер.

Некоторые методы математической статистики характеризуют выборочное распределение данных, например: выборочное среднее, выборочная дисперсия, мода, медиана и ряд др.

Другие методы математической статистики, например, дисперсионный, регрессионный анализ позволяют судить о динамике изменения отдельных статистик выборки.

С помощью третьей группы методов: корреляционного анализа, факторного анализа, методов сравнения выборочных данных можно достоверно судить о статистических связях, существующих между переменными величинами, которые исследуются.

Все методы статистического анализа условно делятся на первичные и вторичные.

Первичными называют методы, с помощью которых можно получить показатели, непосредственно отражающие результаты измерений (например, вычисление среднего значения основано на использовании первичных показателей).

Вторичными называют методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности.

К первичным методам статистической обработки относят: определение выборочной средней величины, выборочной дисперсии, выборочной моды и выборочной медианы. Число вторичных методов включает: корреляционный анализ, регрессионный анализ, методы сравнения первичных статистик у 2-х или нескольких выборок.

Рассмотрим методы вычисления элементарных математических статистик с помощью табличного процессора EXCEL.

1. Выборочное среднее значение как статистический показатель представляет собой среднюю оценку изучаемого свойства. Эта оценка может характеризовать степень его развития в целом у той группы испытуемых, которая была обследована. Сравнивая непосредственно средние значения 2-х или нескольких выборок, мы можем судить об относительной степени развития у людей, составляющих эти выборки, оцениваемого качества.

Выборочное среднее определяется:

, где

 - выборочная средняя величина, или среднее арифметическое значение по выборке;

n - кол-во испытуемых в выборке или частных психодиагностических показателей, на основе которых вычисляется ср. величина;

 - частные значения показателей у отдельных испытуемых.

Всего таких показателей n, поэтому индекс k принимает значение от 1 до n.

å - знак суммирования.

Например: у двух групп, в каждой из которых по 10 испытуемых получены следующие частные показатели (таблица 4.1):


Таблица 4.1

Испытуемые

Xl 

Х2

Х3

Х4

Х5

Х6

Х7

Х8

Х9

Х10

Показатели первой группы

5

4

5

6

7

3

6

2

8

4

Показатели второй группы

5

4

5

6

5

6

5

4

5

5

Продолжение »

Автор: кандидат педагогических наук, доцент    

Панкратова Ольга Петровна

Техническое исполнение:                                                        

 Вартапетьянц Диана Сергеевна 

Конструктор сайтовuCoz